WordPress

Учет резервов предстоящих расходов

Учет резервов предстоящих расходов - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Учет резервов предстоящих расходов". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Формирование и учет резервов предстоящих расходов

Резервы предстоящих расходов (РПР) – это средства, которые предполагается направить в дальнейшем на выплаты по будущим отпускам, вознаграждениям за выслугу лет. Деньги также могут тратиться на ремонт оборудования, различные производственные траты. Средства необходимо правильно учитывать. Инструкцией №157н по бюджетному учету установлена необходимость фиксирования в учетной политике применяемого порядка резервирования.

Как и для чего нужно формировать РПР?

В пункте 302.1 Инструкции №157н сказано о том, что предприятие имеет право на создание резерва будущих трат. Нужно это для равномерного распределения трат в дальнейшем. Резерв создается по следующим обязательствам:

  1. Образованные в результате принятия определенного обязательства. К примеру, предприятие заключило сделку. В эту категорию входят и обязательства перед сотрудниками: выплаты при увольнении, отпускные. Это также траты на технический ремонт, которые установлены договором поставки.
  2. Образованные в силу нормативных актов РФ или при реструктуризации организации. Расходы могут возникнуть и при изменении структуры филиалов предприятия, реорганизации или ликвидации субъекта.
  3. Сформированные на основании претензий или исков. Это штрафные санкции, компенсации по различным формам ущерба.
  4. Образующиеся вследствие хозяйственной деятельности в том случае, если нет первичных документов и, следовательно, размер начислений на отчетный период неизвестен.
  5. Сформированные вследствие иных обязательств.

В Инструкции №157н сказано, что предприятие обязано отразить в учетной политике факт формирования резервов. Во внутренних документах предприятия нужно также зафиксировать следующую информацию:

  • Счет, на котором будут отражаться накопленные средства.
  • Разновидности резервов, образующиеся в учете. К примеру, это может быть резерв на отпускные выплаты.
  • Порядок образования резерва.
  • Дату создания резерва.

ВНИМАНИЕ! Средства из резервного фонда могут направляться только на те цели, для которых он создан.

Резерв предстоящих расходов формируется со следующими целями:

  • Экономическое обоснование установленной себестоимости.
  • Отслеживание финансовых итогов.
  • Отражение данных об отложенных обязательствах, которые будут предъявлены государственным структурам.
  • Приведение бухучета организации в соответствие с принятыми стандартами.

ВАЖНО! Следует отличать резервы, фиксируемые в бухучете, от резервов, образованных с целью учета. Последние образуются для снижения налогооблагаемой базы.

Является ли обязательным создание РПР?

Обязательно ли формировать РПР? В нормативных актах отсутствует точный ответ на этот вопрос. В пункте 302.1 Инструкции сказано, что виды создаваемых резервов компания определяет сама. Однако они должны соответствовать имеющейся учетной политике. Там же указаны виды трат, на которые резервные средства направляться не могут.

Если у предприятия есть отложенные обязательства, очень желательно создавать РПР. Без этого пункта отчетность полноценной не будет. Минфин РФ рекомендует фиксировать в отчетности резервы:

  • На выплату отпускных.
  • На оплату имеющихся исков, долгов по налоговым обязательствам.
  • Траты на осуществление реорганизации (резерв может формироваться после принятия решения о реорганизации).

ВАЖНО! Резервы могут не создавать субъекты малого бизнеса, которые не выпускают акции.

ВНИМАНИЕ! Для бухгалтерского учета создание резервов является обязательным. При ведении налогового учета решение об образовании резерва принимает руководство предприятия.

Порядок формирования РПР

Порядок создания РПР установлен ПБУ 8/2010. Предприятия могут формировать резервы на:

  • Отпускные.
  • Ежегодные компенсации за выслугу лет.
  • Вознаграждения по результатам годовой работы.
  • Ремонт ОС.
  • Производственные траты по подготовке к сезонной работе.
  • Траты на рекультивацию земельных участков.
  • Расходы на мероприятия по охране природы.
  • Траты на ремонт объектов, которые в дальнейшем будут сданы в аренду.
  • Ремонт и обслуживание по гарантийным талонам.
  • Погашение трат, установленных законами РФ.

Как правило, резервы создаются на выплату отпускных. Связано это с тем, что данные выплаты распределяются на протяжении всего года неравномерно.

Формирование резерва предстоящих расходов можно подразделить на следующие ступени:

  1. Отражение создания резерва в учетной политике организации.
  2. Определение оценочного обязательства на последнюю дату или квартала, или месяца.
  3. Расчет базового объема резерва. Для этого требуется умножить средний дневной доход на число оставшихся дней в квартале или месяце.
  4. Размер резерва увеличивается на размер страховых взносов.

Порядок создания резервов устанавливается на основании учетной политики предприятия.

Бухучет и используемые проводки

Использование счетов при формировании резерва зависит от того, куда именно пойдут средства:

  • Выплата отпускных – счета 70 и 69.
  • Перечисление средств за выслугу лет – счета 70 и 69.
  • Ремонт основных средств – счета 20 и 23.
  • Рекультивация земель – счета 20 и 23.
  • Ремонт по гарантийному талону – счет 51.

Резервы фиксируются на счете 96. Рассмотрим типичные проводки, отражаемые на нем:

  • ДТ96 КТ28. Траты на устранение брака по гарантийному талону.
  • ДТ96 КТ51. Оплата трат с расчетного счета за счет резервных средств.
  • ДТ96 КТ52. Оплата трат с валютного счета за счет резервных средств.
  • ДТ96 КТ69-1. Отчисление страховых выплат в Фонд социального страхования с резервов.
  • ДТ96 КТ69-2. Отчисление средств в Пенсионный фонд.
  • ДТ96 КТ69-3. Перечисление денег в Фонд обязательного медицинского страхования.
  • ДТ96 КТ76. Услуги сторонней компании оплачены за счет резервных средств.
  • ДТ96 КТ91-1. Средства, не использованные в течение отчетного периода.
  • ДТ08 КТ96. Создание резервов под создание внеоборотных активов под проведение строительных работ.
  • ДТ08 КТ96. Зафиксированы обязательства по охране окружающей среды, рекультивации земель.
  • ДТ20 КТ96. Начисление средств на расходы на основное производство.
  • ДТ23 КТ96. Начисление средств на траты вспомогательного производства.
  • ДТ25 КТ96. Направление денег на общепроизводственные траты.
  • ДТ26 КТ96. Направление средств на общехозяйственные нужды.
  • ДТ29 КТ96. Затраты на обслуживание.
  • ДТ44 КТ96. Траты на продажу.

При расчете годовой суммы резерва нужно учитывать все платежи. В частности, нужно предусмотреть взносы в Пенсионный фонд, ФСС.

Пример

Ежегодный ФОТ, включающий страховые платежи, составляет 900 тысяч рублей. Размер отпускных и различных взносов составляет 80 тысяч рублей. Необходимо рассчитать % начислений в резервный фонд. Для этого проводятся следующие расчеты:

80 тысяч/900 тысяч/12*100% = 0,74%

Дальше нужно определить объем отчислений в месяц:

900 тысяч*0,74% = 6 660 рублей

Именно 6 660 рублей нужно каждый месяц перечислять в резервный фонд.

Бухгалтерские проводки будут следующими:

  • ДТ20 КТ96. Ежемесячное формирование резерва в размере 6 660 рублей.
  • КТ96 КТ70. Перевод сумм на отпускные.
  • КТ96 ДТ69. Перевод страховых взносов на отпускные.

Последние две проводки используются при наступлении отпуска.

http://assistentus.ru/buhuchet/rezerv-predstoyashchih-rashodov/

Резервы предстоящих расходов. Как организовать бухгалтерский учет?

Учет резервов предстоящих расходов - картинка 3Достаточно часто в результате событий хозяйственной жизни, а также принятия руководителями организаций госсектора и иными уполномоченными должностными лицами тех или иных управленческих решений у этих организаций возникают определенные расходные обязательства. Однако в момент возникновения этих обязательств далеко не всегда есть возможность точно определить сумму предстоящих расходов и период выплат.

Например, согласно трудовому законодательству с каждым отработанным месяцем увеличивается число календарных дней отпуска, которые «заработал» сотрудник (ст. 114, ст. 122, абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ). Эти дни отпуска необходимо будет оплатить при любых обстоятельствах или путем начисления «отпускных», или при выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск, но в момент возникновения у работника соответствующего права невозможно точно определить размер обязательств и время их исполнения. Дело в том, что точная сумма «отпускных» или денежной компенсации может быть определена только при издании соответствующего приказа.

До недавнего времени применяемая организациями госсектора методология бухгалтерского учета не предусматривала учетных инструментов, позволяющих обобщать информацию по отложенным обязательствам – обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения. Соответственно, на основании данных бухгалтерского учета и отчетности невозможно было планировать доходы и расходы организаций госсектора с учетом объема этих обязательств.

Ситуация изменилась после внесения изменений в Инструкцию по применению Единого плана счетов (далее – Инструкция) (приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н). Поправки действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 16 ноября. Их суть заключается в следующем.

Во-первых, введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных по отложенным обязательствам (п. 302.1 Инструкции).

Во-вторых, одновременно с отражением операций с резервами на балансовых счетах сумма отложенных обязательств будет учитываться на счетах санкционирования расходов. Для этого предусмотрены новые счета, позволяющие отразить в учете в оценочном (расчетном) значении принятое обязательство, период исполнения которого на день отражения в учете определить не представляется возможным: 500 90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)» и 502 09 «Отложенные обязательства».

Однако новые положения Инструкции дают ответы далеко не на все вопросы, которые возникают у организаций госсектора в связи с появлением новых объектов учета – резервов предстоящих расходов и отложенных обязательств. До выхода федерального стандарта по учету отложенных обязательств и каких-либо методических рекомендаций (указаний) Минфина России многие проблемы организациям госсектора придется урегулировать непосредственно в своей учетной политике. Разберем основные вопросы, связанные с формированием и учетом резервов предстоящих расходов.

Вопрос 1. Для чего формируются резервы предстоящих расходов?

На сегодняшний день можно выделить следующие цели формирования резервов в бухгалтерском (бюджетном) учете:

При этом следует отличать резервы предстоящих расходов, отражаемые в бухгалтерском учете, от резервов, создаваемых в целях налогового учета. Последние, как правило, создаются в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в том периоде, в котором у организации «не хватает» расходов.

Вопрос 2. Должен ли остаток резерва быть полностью обеспечен остатком денежных средств на лицевом счете или в кассе?

Такого требования действующее законодательство не содержит. Однако отражение в учете и отчетности объема резервов (отложенных обязательств) позволит руководителям организаций госсектора более качественно и эффективно планировать финансово-хозяйственную деятельность. В организации должно быть понимание, за счет какого «доходного» источника будет исполняться то или иное отложенное обязательство. Например, возможно принять решение о «резервировании» остатков средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания по итогам года, а также средств от приносящей доход деятельности в каком-либо процентном соотношении к объему принятых отложенных обязательств.

Кроме того, информация об отложенных обязательствах позволит главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств (органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей) более качественно планировать объемы лимитов бюджетных обязательств и субсидий, которые будут доводиться до подведомственных организаций.

Вопрос 3. Обязательно ли создавать резервы предстоящих расходов?

Прямого ответа на этот вопрос в новой редакции Инструкции нет – согласно п. 302.1 Инструкции виды формируемых резервов учреждение устанавливает самостоятельно, в рамках учетной политики. Более того, положения п. 302 Инструкции позволяют сделать вывод о том, что по ряду расходов резервы могут не создаваться.

Вместе с тем, отсутствие в отчетности информации об отложенных обязательствах, подлежащих учету в качестве резервов предстоящих расходов, в случае их существенности делает эту отчетность неполной. Поэтому, учитывая позицию специалистов Минфина России, по согласованию с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) уже в 2014 году организациям госсектора желательно создать и отразить в годовой отчетности резервы:

  • на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование;
  • по предъявленным организации исковым требованиям, а также по оспариваемым организацией обязательствам по уплате налогов;
  • по расходам, связанным с проведением реорганизации (резерв может отражаться в учете в момент принятия решения о реорганизации).

В 2015 году работа по формированию резервов может быть продолжена. В частности, во многих организациях достаточно остро стоит вопрос о необходимости создания резервов по расходам, связанным с утилизацией различного оборудования.

Вопрос 4. Как определить сумму резерва?

Методы оценки отложенных обязательств определяются учетной политикой организации госсектора (п. 302.1 Инструкции). Сумма резерва (отложенного обязательства) всегда является оценочной величиной – ее невозможно точно определить, то есть она признается в предполагаемой оценке. Поэтому на сегодняшний день организация вправе разработать любую методику расчета резерва. Главное, чтобы эта методика, как бы проста или сложна она ни была, являлась экономически обоснованной. При этом размер резерва ничем не ограничивается.

Рассмотрим несколько вариантов расчета резерва на оплату отпусков. При большой численности работников или если разница между начислениями отдельным категориям работников несущественна, возможен вариант расчета исходя из общего фонда оплаты труда за 12 месяцев. Тогда величину оценочного обязательства можно определить по формуле:

ФОТ / (12 х 29,3 х Ч) х N,

ФОТ – общая сумма (фонд) оплаты труда за предшествующие 12 месяцев;

Ч – среднесписочная численность сотрудников;

N – общее количество причитающихся сотрудникам дней отпуска (такая информация может быть предоставлена кадровой службой).

Другой вариант – ежемесячное «отчисление средств» в резерв. В этом случае средний заработок определяется исходя из фактически начисленного ФОТ за месяц и количества календарных дней в нем, умноженного на количество причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц. Например, при определении оценочного обязательства по отпускам за декабрь 2014 года формула будет следующей:

ФОТ / 31 день х n,

n — число причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц.

Вопрос 5. Чем отличается резерв предстоящих расходов от расходов будущих периодов?

В составе расходов будущих периодов отражаются уже осуществленные (начисленные) учреждением затраты – их сумма точно определена, но эти затраты относятся к одному или нескольким периодам, следующим за отчетным, поэтому они не признаются единовременно. Сумма резерва, напротив, является оценочной величиной, и в результате погашения (исполнения) отложенного обязательства учреждению только предстоит понести затраты (убытки).

Например, при начислении «отпускных» за счет резерва предстоящих расходов могут быть списаны расходы на оплату только той части отпуска, право на которую уже «заработано» сотрудником. Расходы по оплате части отпуска, предоставляемой «авансом», желательно списывать в дебет счета 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции).

Вопрос 6. Как отражать операции с резервами предстоящих расходов и отложенными обязательствами в учете и отчетности?

Дата признания резервов в учете устанавливается в учетной политике организации госсектора (п. 302.1 Инструкции). При этом возможно применение, в частности, следующих корреспонденций.

Таблица 1. Отражение в учете операций по формированию и использованию резервов

http://www.garant.ru/article/591417/

Учет резервов предстоящих расходов

Учет резервов предстоящих расходов - картинка 5

Резервы организации создаются в целях равномерного включе­ния предстоящих расходов в издержки производства или обращения

. Организации могут создавать резервы: • на предстоящую оплату отпусков;

• выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

• покрытие расходов по ремонту объектов основных средств;

• возмещение производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

• покрытие затрат по ремонту предметов проката;

• выплату вознаграждений по итогам работы за год;

• гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

• рекультивацию земель и осуществление иных природоохран­ных мероприятий;

• покрытие иных непредвиденных расходов. Резервирование предстоящих расходов и виды резервов опреде­ляются учетной политикой организации. Резервы можно и не созда­вать.

ü 1) Создание резервов предстоящих расходов и платежей отражает­ся в бухгалтерском учете организации по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов»:

Д 20 (23,25,26,29,44) — К 96 — направлены средства на фор­мирование резерва предстоящих расходов и платежей.

Д 96 — К 02,26,69,70 и др. — использованы средства создан­ного резерва предстоящих расходов и платежей. Для создания резервов организация должна сделать расчет еже­месячных отчислений.

Пример

:ООО «Поставщик» производит пылесосы, на которые установлен гарантийный срок один год. Учетной политикой предусмотрено резервирование средств на гарантийный ремонт. Отчисление в резерв производится ежемесячно. Рассчитаем норматив ежемесячных отчислений в этот резерв. По статистике из 100 проданных пылесосов в течение года выходят из строя 5, при этом усредненные затраты на ремонт одного сломанного пылесоса составляют 30% от его себестоимости. Таким образом, на гарантийный ремонт одного пылесоса нужно зарезервировать сумму в размере 1,5% (30% * 5 шт.: 100шт.) от его себестоимости. Себестоимость одного пылесоса составляет 4100 руб. За год предполагается выпустить 2000 пылесосов. Следовательно, размер ежемесячных отчислений в резерв на текущий год составит 10 250 руб.(4100 руб. * 2000 шт.: 12 мес.).

В учете создания резерва отражается проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 96 сформирован резерв предстоящих расходов.

При использование резерва производят записи:

Д 96 К 70, 69– начислены з/плата или отпускные и суммы ЕСН.

96 10, 16 –списана стоимостьматериалов на ремонт О.С.

96 60 –акцептован счет подрядчика за ремонт О.С.

96 76 – отражены суммы по гарантийному ремонту.

В конце года проводится инвентаризация резервов предстоящих расходов.

При этом излишне начисленная сумма резерва сторнируется, а недостающая доначисляется.

Учет резервов предстоящих расходов - картинка 7

Учет резервов предстоящих расходов - картинка 8 Например: Дт 23 Кт 96/1 — сторнирована неиспользованная сумма резерва

Учет резервов предстоящих расходов - картинка 9на ремонт О.С.

Дт 23 Кт 96/1 – доначислен резерв.

В некоторых случаях излишне зарезервированные суммы в конце года можно не сторнировать.

Например, если:

1) ремонтные работы расписаны на несколько лет;

2) выплата вознаграждений за выслугу лет и вознаграждение по итогам за год производятся в следующем году (например, в январе).

ü 2) Создание резерва под обеспечению вложений в ценные бумаги сч 59.

Резервы под обеспечение вложений в ценные бумаги могут создавать организации, имеющие на балансе ценные бумаги, которые не котируются на фондовой бирже.

Сумма резервов под обеспечение вложений в ценные бумаги включаются в состав операционных расходов организации. В учете это отражается проводкой:

Дебет 91 – 2 Кредит 59 создан резерв под обесценение вложений в ценные бумаги.

В балансе ценные бумаги отражаются за вычетом сумм созданных резервов. Условия, при которых организация должна создать резерв под обеспечение вложений в ценные бумаги, перечислены в пункте 37 ПБУ 19/02. «Учет финансовых вложений».Пример:

ЗАО «Покупатель» принадлежит 1000 облигаций. Официальных котировок по ним нет. Учетная цена – 120 руб. за облигацию. В течению 1 квартала 2006 года в компанию регулярно поступала информация о большом количестве сделок по аналогичным облигациям.

Средняя цена по сделкам – 70 руб. (более чем на 5% ниже балансовой цены).

31 марта 2006 года бухгалтер «Покупателя» сделал проводку:

Дебет 91 – 2 Кредит 59 —50 000 руб.(1000 шт. * (120 руб. – 70 руб.)) – создан резерв под обесценение вложений в облигации. Не забудьте, сумма резервов под обесценение ценных бумаг налогооблагаемую прибыль не уменьшает (п. 10 ст. 270 НК РФ).

Если проверка на обесценение выявила снижение (повышение) расчетной стоимости ценных бумаг, бухгалтер должен скорректировать сумму ранее созданного резерва в сторону увеличения (уменьшения):

http://studopedia.ru/2_105588_uchet-rezervov-predstoyashchih-rashodov.html

Резервы предстоящих расходов в бухгалтерском учете учреждения

Объекты и схемы учета материалов, основных средств или расчетов с контрагентами прозрачны, потому что близки к реалиям жизни. Но когда бухгалтер начинает работать с будущими периодами, предстоящими расходами, иллюзорность объектов и событий вносит путаницу. Такие участки учета требуют особого внимания.

Зачем нужны резервы предстоящих расходов

Данное понятие впервые появилось в Инструкции № 157н от 01.12.2010 и описывает суммы, для которых нельзя определить величину или время исполнения. Это слабо прогнозируемые статьи расходов, тем не менее их нужно каким-то образом относить на финансовый результат учреждения. Резервы предстоящих расходов и платежей формируются именно для того, чтобы равномерно распределять такие суммы в течение года. Подход к их учету особый и не всегда понятный даже опытным бухгалтерам.

Инструкция № 157н не обязывает учреждения закладывать такие расходы на будущее, но, учитывая рекомендации Минфина России (письмо № 02-07-07/28998 от 20.05.2015) формировать резервы все-таки стоит для некоторых видов затрат:

  • штрафных санкций/пеней/компенсаций;
  • выплат за предстоящие отпуска по фактически отработанному времени;
  • компенсаций за неиспользованные работниками отпуска, в том числе суммы за социальное страхование;
  • финансовых обязательств, которые могут возникнуть в силу реструктуризации или ликвидации учреждения;
  • резервы на гарантийное обслуживание;
  • иных обязательств, для которых нельзя установить точную сумму и/или время исполнения.

Суммы отпускных и компенсаций — самый наглядный и распространенный вид предстоящих расходов. Подробные разъяснения по ним дал Минфин России в том же письме № 02-07-07/28998.

В каждом учреждении может быть свой перечень предстоящих расходов. Важно, чтобы он был зафикисрован в учетной политике с указанием вида резерва, даты его создания, периодичности расчета (раз в месяц, квартал или год) и пр.

Резерв предстоящих расходов vs расходы будущих периодов

Несмотря на то что оба понятия определяют суммы, которые будут потрачены в будущем, существует определенная разница в содержании и учете этих расходов.

В отличие от резервов, расходы будущих периодов — это уже начисленные учреждением суммы. Размер этих затрат определен, они относятся к одному или нескольким периодам в будущем и в бухгалтерском учете признаются согласно датам

В бухгалтерском учете доходы такого типа отражаются на счете 0 401 40 000 (п. 301 Инструкции № 157н от 01.12.2010). Когда наступает период, к которому относятся ранее учтенные доходы, суммы переходят на текущие доходы учреждения.

Резервы предстоящих доходов и платежей отличаются прежде всего тем, что нельзя точно спрогнозировать величину и/или время исполнения: будут ли они потрачены полностью, во II или в III квартале и пр.

Учет резервов предстоящих расходов

Резервы предстоящих расходов и платежей зачисляются на отдельный счет 0 401 60 000 (п. 302 Инструкции № 157н). Анализ потраченных средств по этому счету позволяет учреждению определять резервные суммы, чтобы покрыть отложенные обязательства.

Минфин России в письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 «О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами» рекомендует учреждениям детализировать счет и в приложении № 1 приводит пример такой детализации.

Рис. 1. Рабочий план счетов

Учет резервов предстоящих расходов - картинка 10
Учреждение может разработать собственную детализацию расходных статей, но ее также следует утвердить в учетной политике учреждения.

Чтобы в бухгалтерском учете правильно отразить операции по счету, надо опираться на положения инструкции, соответствующей типу учреждения:

— для казенных — Инструкция № 162н от 06.12.2010;

— для бюджетных — Инструкция № 174н от 16.12.2010;

— для автономных — Инструкция № 183н от 23.12.2010.

[3]

Рис. 2. Основные операции, используемые для учета

Учет резервов предстоящих расходов - картинка 11
Счет 401 60 требует равномерно относить расходы на финансовый результат. С учетом трудозатрат учреждение может установить удобную для него периодичность — раз в месяц или реже.

Учреждение вправе менять или списывать суммы резервов. Их корректировка проводится с опорой на результаты инвентаризации в порядке, утвержденном учетной политикой. Изменяется сумма резерва той же операцией, что используется при формировании, но методом «красное сторно».

[2]

Резерв можно потратить только на те цели и обязательства, для которых он и был сформирован. Если резерв не был израсходован в отчетном году, остаток надо скорректировать и перенести на следующий год на ту же статью расходов. Если такого же вида затрат учреждение не планирует, резервная сумма должна быть скорректирована.

Пример. МАУ «Петровская районная школа искусств» на 30 июня 2017 года начислило резервы предстоящих расходов на отпускные выплаты — 400 000 рублей и уплату страховых взносов — 120 000 рублей. Резервы были сформированы из средств, полученных от коммерческой деятельности.

В августе 2017 года пять сотрудников отправились в отпуск. Бухгалтерия начислила им отпускные в сумме 90 000 рублей, сумма страховых взносов составила 27 000 рублей.

Данные операции будут выглядеть так:

Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.
Отражены затраты по формированию резерва расходов на отпускные выплаты2 109 61 211
2 109 60 213
2 401 61 211
2 401 61 213
400 000
120 000
Отражены обязательльства по формированию резервов на отпускные выплаты сотрудникам и страховым взносам2 506 90 211
2 50690 213
2 502 99 211
2 502 99 213
400 000
120 000
Начислены отпускные2 401 61 2112 302 11 00090 000
Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды2 401 61 213

2 303 02 000
2 303 06 000
2 303 07 000
2 303 10 000

27 000Приняты обязательства по отпускным выплатам текущего года

2 506 10 211
2 506 10 213

2 502 99 211
2 502 11 213

[1]

Уменьшено отложенное обязательство по отпускным выплатам методом «красное сторно»2 506 90 211
2 506 90 2132 502 99 211
2 502 99 213(90 000)
(70 000)

Несмотря на очевидную пользу, резервы предстоящих расходов — достаточно трудоемкий участок учета. Хорошим подспорьем для бухгалтера будет автоматизация этих процессов. Современные учетные программы позволяют отслеживать суммы резервов, корректно разносить их по счетам и учитывать при подготовке отчетности.

http://school.kontur.ru/publications/1629

Учет резервов предстоящих расходов

Резервы на покрытие предполагаемых расходов

Для равномерного включения будущих расходов в производственные издержки отчетного периода предприятие может создавать резервы на покрытие предполагаемых расходов.

Разрешено создавать резервы:

  • на будущую оплату отпусков работникам;
  • на выплату вознаграждения за выслугу лет ежегодного;
  • на выплату вознаграждений по результатам работы за год;
  • на ремонт основных фондов;
  • на затраты производственного характера по подготовительным работам;
  • на будущие затраты, обусловленные рекультивацией земель, осуществление прочих природоохранных мероприятий;
  • на предстоящие затраты по ремонту имущества, предназначенного для сдачи в аренду по договорам проката;
  • на гарантийный ремонт и обслуживание;
  • на покрытие прочих предвиденных затрат;
  • на иные цели, предусмотренные законодательством РФ.

Для отражения созданных резервов предстоящих расходов предназначен 96 счет «Резервы предстоящих расходов». Резервирование определенных сумм отражается по дебету счетов:

Готовые работы на аналогичную тему

  • 20 счет «Основное производство»,
  • 23 счет «Вспомогательные производства»,
  • 25 счет «Общепроизводственные расходы»,
  • 26 счет «Общехозяйственные расходы»,
  • 29 счет «Обслуживающие производства и хозяйства»,
  • 44 счет «Расходы на продажу»,
  • 97 счет «Расходы будущих периодов» в корреспонденции с кредитом 96 счета «Резервы предстоящих расходов».

Фактические расходы, на которые ранее был сформирован резерв, отражаются в дебете 96 счета «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции с соответствующими счетами.

Аналитический учет по 96 счету «Резервы предстоящих расходов»

Аналитический учет по 96 счету «Резервы предстоящих расходов» должен вестись по отдельным резервам.

Учет резервов предстоящих расходов - картинка 13

Рисунок 1. Резервы предстоящих расходов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В соответствии с ПБУ4/99 данные о составе резервов будущих расходов, наличии на начало и конец периода, о их движении обязательно должна быть раскрыта в пояснении к бухгалтерскому балансу, отчету о прибылях и убытках.

Следует отметить, что создание резервов необязательно. Если предприятие на основе принятой учетной политики не создает резервы предстоящих платежей, то она имеет право сразу отнести на себестоимость продукции расходы, под которые создаются резервы.

Начисление резервов будущих расходов — это предмет рассмотрения учетной политики предприятия. Также в компании издается приказ о создании резерва предстоящих платежей.

Алгоритм расчета резерва на оплату предстоящих отпусков представлен на рисунке:

Учет резервов предстоящих расходов - картинка 14

Рисунок 2. Алгоритм расчета резерва на оплату предстоящих отпусков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Предстоящие расходы включаются в издержки производства отчетного периода равномерно.

Для обеспечения стабильных финансовых результатов хозяйственной деятельности именно равномерное списание предстоящих расходов на себестоимость выпущенной продукции является основной целью создания резервов предстоящих расходов. Всегда требуется подтверждение первичными документами суммы ежемесячного отнесения на себестоимость продукции резерва при его образовании.

Резервы предстоящих расходов формируются сроком на 1 отчетный год.

Резервы предстоящих расходов никогда не имеют остатка на конец года за исключением некоторых:

  • на будущую оплату отпусков сотрудникам;
  • на выплату ежегодной премии за выслугу лет;
  • на выплату премий по итогам работы за год;
  • на ремонтный фонд.

Отчетный год предприятие должно закончить согласно принятой учетной политике на текущий год, а уже в январе следующего года прибавить остатки резервов к финансовым результатам, если предприятие сочтет нецелесообразным начислять далее резервы. Для налогового учета в декабре отчетного года необходимо произвести корректировку на размер переходящего остатка резерва, подлежащего прибавлению к финансовым результатам в январе следующего года. А в январе года, который следует за отчетным, надо сделать обратную проводку для избегания двойного налогообложения одних и тех же сумм.

Резервирование осуществляется на основании составленных предприятием специальных расчетов. Обоснованность и правильность сумм по резервам периодически сверяется с данными расчетов и в случае необходимости корректируется. В конце каждого года при ревизии резервов, излишне зарезервированные суммы подлежат частичному сторнированию, а недостаток резерва компенсируется прямой бухгалтерской проводкой. Для уточнения при инвентаризации остатков резервов, которые имеют переходящие остатки, производится сходная корректировка себестоимости продукции. При отсутствии ревизионной проверки остатки резервов на конец года должны отсутствовать, они полностью должны быть присоединены к прибыли текущего года и принимать участие в налогообложении.

При списании затрат на себестоимость выпущенной продукции при наличии на балансе резервов для их финансирования данные затраты не принимаются для целей налогообложения.

Основные требования, которые предъявляются к порядку учета резервов, заключаются в следующем:

  • условия расходования и формирования резервов должны обязательно соответствовать текущему законодательству;
  • порядок создания, использования резервов и методику расчета их оценки необходимо зафиксировать в учетной политике предприятия;
  • размер резервов должен быть обоснован соответствующими бухгалтерскими расчетами и оформлен бухгалтерскими справками;
  • неиспользованные суммы резервов подлежат обязательной инвентаризации в конце года и корректировке на основе уточненных расчетов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

http://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/finansovyy_uchet/uchet_rezervov_predstoyaschih_rashodov/

Литература

  1. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.
  2. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.
  3. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.
  4. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.
  5. Брэбан, Г. Французское административное право; М.: Прогресс, 2012. — 488 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях