WordPress

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита

mezhdunarodnye_professionalnye_standarty_vnutrennego_audita.jpg

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита - картинка 2

Похожие публикации

С 12 февраля 2019 года на территории России новым Приказом Минфина РФ № 2н от 09.01.2019 введены в действие международные стандарты аудита. Ранее изданные приказы (№ 192н от 24.10.2016 и № 207 от 09.10.2016) были отменены. Один из введенных стандартов касается использования работы внутренних аудиторов при проведении проверок внешними аудиторами (стандарт 610).

Согласно 7-й ст. закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности», международные стандарты аудита являются обязательными для физических и юридических лиц, работающих в данной сфере. Но таковы ли они в отношении внутренних аудиторов? Об этом расскажет наша статья.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита: особенности применения

Международные стандарты аудита (сокращенно – МСА) стали обязательными для внешних аудиторов с декабря 2014 года (ст. 3 закона № 403-ФЗ от 01.12.2014). Они разрабатываются и утверждаются Международной федерацией бухгалтеров с целью унифицировать аудиторскую деятельность в разных странах, а также максимально повысить качество выполняемых проверок.

В России МСА применяются не в полном объеме, а лишь по мере признания их Правительством подлежащими применению. Это происходит в рамках особой процедуры, установленной Постановлением Кабмина № 576 от 11.06.2015. Важным условием признания является наличие русского перевода документа, содержащего тот или иной стандарт.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита сокращенно именуют МПСВА. Эти документы начали разрабатывать в середине 20-го века. В них отражена методология осуществления данной деятельности и рекомендации по обеспечению ее высокого уровня. МПСВА, как составная часть, входит в более общий документ — Международные стандарты (основы) профессиональной практики внутреннего аудита. Помимо МПСВА, в них включены и другие разделы:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Миссия деятельности (внутреннего аудита);

Руководства по применению стандартов, и т.д.

Под внутренним аудитом понимается деятельность, организуемая собственной службой предприятия, которая направлена на обнаружение имеющихся рисков и повышение рентабельности компании. Консультанты оценивают, анализируют надежность и продуктивность управленческих процессов конкретной организации, а затем представляют руководству подготовленный отчет.

Следует отметить, что внутренний аудит не охватывается терминами аудиторская деятельность и аудит, которые используются в законе № 307-ФЗ — они подразумевают независимую, стороннюю проверку финансовой отчетности компании с целью установления ее достоверности. Внутренняя проверка такими характеристиками не обладает, и преследует другие цели.

Международные профстандарты внутреннего аудита не утверждались законодательно, но могут рекомендоваться для использования отдельными нормативными актами. Они не являются обязательными для коммерческих компаний, однако их желательно учитывать при разработке корпоративного Положения об организации данной деятельности. На основе международных профстандартов может определяться уровень профессионализма, компетенции внутреннего аудитора.

Для госпредприятий нормативные акты о приведении системы внутреннего контроля в соответствие с международными стандартами внутреннего аудита принимаются на правительственном уровне.

На базе международных профессиональных стандартов разрабатываются образовательные программы по подготовке внутренних аудиторов.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита 2019: содержание

Данные стандарты представлены в виде принципов, на основе которых следует проводить внутренний аудит в организациях. Документ включает несколько разделов:

Стандарты качественных характеристик (цели аудита, ответственность и полномочия работников, характер услуг, и т.д.);

Стандарты деятельности (при каких условиях внутренний аудит может быть эффективным);

Глоссарий (словарь применяемых терминов).

Глоссарий является важным элементом международных профстандартов внутреннего аудита, так как их содержание нужно соотносить с указанными здесь значениями. В других источниках они могут применяться с иным смыслом. Также нужно уделить внимание их интерпретациям, которые даются непосредственно в тексте стандартов.

Международные стандарты внутреннего аудита содержат универсальные правила. Они рассчитаны на применение в любой сфере деятельности и в любом государстве.

http://spmag.ru/articles/mezhdunarodnye-professionalnye-standarty-vnutrennego-audita

Профессиональный стандарт «Внутренний аудитор»: как создавался и зачем нужен

Профессиональный стандарт «Внутренний аудитор», утвержденный в 2015 году Министерством труда и соцзащиты РФ, стал важным шагом в развитии профессии внутреннего аудитора. В документе подробно описаны цели внутреннего аудита в компании, функции и квалификационные уровни внутреннего аудитора.

Все компании, в которых есть служба внутреннего контроля или служба внутреннего аудита, используют этот профстандарт при разработке должностных инструкций, планировании обучения персонала и формировании кадровой политики.

Как создавались профессиональные стандарты внутреннего аудита

Профессиональные стандарты внутреннего аудита разрабатывали несколько организаций: Институт внутренних аудиторов, Саморегулируемая организация аудиторов Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» и Некоммерческое партнерство «Российский институт директоров».

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита - картинка 3

В создании и обсуждении проекта также участвовали Федеральное агентство по управлению государственным имуществом («Росимущество»), Финансовый университет при Правительстве РФ и представители крупных компаний и организаций.

Работа над профстандартом шла 2 года. Приступил к проекту Институт внутренних аудиторов в мае 2013 года. И только 24 июня 2015-го года документ утвердили в Министерстве труда и соцзащиты РФ приказом №398н. Все это время обрабатывались отзывы на проект документа от Министерства финансов и Министерства экономического развития.

После того, как профстандарт внутреннего финансового аудита был утвержден в Минтруда РФ, его зарегистрировали в Министерстве юстиции. И уже с 14 августа 2015 документ вступил в действие.

Трудовые функции внутреннего аудитора

В профстандарте описаны цель трудовой деятельности и функции внутреннего аудитора в компании. Там сказано, что специалист должен проводить независимые внутренние аудиторские проверки и консультации по вопросам ведения бухгалтерской отчетности, управления рисками и эффективности менеджмента в целом.

Также специалисту поручается:

  • проверка достоверности данных о финансово-хозяйственной деятельности компании;
  • анализ результатов деятельности деятельности организации и обеспечение сохранности ее активов;
  • управление службой внутреннего аудита;
  • контроль за соответствием всех хозяйственных, кадровых и прочих мероприятий в компании, требованиям действующего законодательства и положениям внутренним нормативным актам.

Однако, трудовые функции внутреннего аудитора еще зависят от его квалификационного уровня.

Уровни квалификации внутреннего аудитора

Квалификация специалиста определяет, чем будет он заниматься в компании. И какие навыки, образование и опыт работы у него для этого должны быть. В профстандарте “Внутренний аудитор” описано всего 2 квалификационных уровня специалиста: шестой и седьмой.

  • Внутренний аудитор 6-го уровня квалификации — может проводить внутренние аудиторские проверки, но не руководить ими. Это — специалисты с высшим образованием уровня бакалавр и опытом работы от 2-х лет в любой области деятельности компании. Сюда же относятся специалисты с международными дипломами и сертификатами о прохождении курсов переподготовки и повышения квалификации в области внутреннего аудита.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита - картинка 4

  • Специалист 7-го уровня квалификации может управлять службой внутреннего аудита, а также проводить внутренние проверки самостоятельно или в составе группы. У внутреннего аудитора этого уровня должен быть диплом о высшем образовании не ниже магистра или “специалитет”.

Что касается высшего образования — здесь жестких требований нет. Внутренний аудит проводится в различных компаниях, поэтому у специалиста как 6-го, так и 7-го квалификационного уровня может быть высшее образование по любой специальности. Однако ему обязательно нужно получить дополнительное образование в области внутреннего аудита. Это могут быть курсы переподготовки, повышения квалификации по внутреннему аудиту или программы международной сертификации.

Для чего необходим профессиональный стандарт

Профессиональный стандарт подробно описывает, что должен знать и делать внутренний аудитор, чтобы вовремя выявлять, оценивать и снижать какие-либо риски в компании.

Компаниям наличие такого профстандарта позволяет:

  • ввести единую терминологию при формировании внутренней нормативной базы служб внутреннего аудита (положение о подразделении, должностные инструкции и пр.);
  • упорядочить наименования должностей работников служб внутреннего аудита;
  • сформировать требования к опыту работы, знаниям и умениям для подбора, оценки и обучения внутренних аудиторов;
  • разрабатывать программы профессиональной подготовки и повышения квалификации как в организациях, так и на базе высших учебных заведений.

Большинство работодателей уже применяют профессиональные стандарты при подборе специалистов в службу внутреннего аудита, когда планируют обучение, аттестацию работников и разрабатывают систему оплаты труда. Вузы и учебные центры используют стандарт при разработке образовательных программ и программ повышения квалификации.

Для специалистов профстандарт стал неким ориентиром по обучению и профессиональному росту. Чтобы соответствовать требованиям и продвигаться по карьере, внутреннему аудитору необходимо постоянно обучаться и повышать свою квалификацию. Проще всего это делать на онлайн-курсах Финансовой академии Актив.

Запишитесь на онлайн-курс «IPFM: Профессиональный внутренний аудитор», чтобы научиться применять международные стандарты внутреннего аудита, эффективно управлять системой внутреннего контроля. А также получить 2 престижных международных диплома после сдачи 1-го экзамена!

http://finacademy.net/materials/article/utverzhden-professionalnyj-standart-vnutrennij-auditor

Стандарты и регламенты внутреннего аудита

Что регламентируется, а что — нет

Как устроены стандарты внутреннего аудита, где и в каких случаях его деятельность регламентируется на законодательном уровне и какие документы должен знать каждый внутренний аудитор? Давайте разберемся.

Основные правила. Структура

Общие правила поведения и ведения деятельности нужны всегда: для нормальной жизни в обществе, в деловой среде, в большой экономике и т.д. Внутренний аудит не исключение: в нем роль таких общих правил выполняют Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита.

Справка

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (МПСВА, Стандарты) являются одной из составных частей Международных основ профессиональной практики (МОПП, (IPPF)). Стандарты изложены как принципы и предоставляют собой основу для организации работы внутреннего аудита.

Весь свод Стандартов состоит из двух частей: стандарты качественных характеристик и стандарты деятельности. В Стандартах используются термины, значение которых поясняется в Словаре терминов (Глоссарии). Для правильного понимания и применения Стандартов необходимо рассматривать в совокупности положения Стандартов, их интерпретации и конкретные значения терминов, приводимые в Глоссарии.

Институт внутренних аудиторов обладает эксклюзивными правами на перевод документов МОПП. Члены Института внутренних аудиторов имеют доступ к переведенным на русский язык Стандартам, практическим руководствам и другим материалам.

Иногда словом «Стандарты» называют не МПСВА как таковые, а совокупность нескольких документов, входящих в Международные основы профессиональной практики. МОПП на сегодняшний день состоят из семи структурных частей, собственно Стандарты — это только одна, но ключевая часть МОПП.

Компоненты МОПП

Обязательные для применения руководства:

Определение внутреннего аудита

Настоятельно рекомендуемые руководства:

Руководства по применению (ранее назывались «Практические указания»)

Дополнительные руководства (ранее назывались «Практические руководства»)

С подробной информацией о содержании МОПП можно ознакомиться на сайте Института внутренних аудиторов.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита - картинка 5

Стандарты

Международный Институт внутренних аудиторов (The IIA) начал разрабатывать Стандарты в сороковых годах прошлого века. В этих документах изложены основные правила организации подразделения внутреннего аудита, методологические основы осуществления внутреннего аудита, а также вопросы обеспечения качества его работы.

На заметку

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита не следует путать с профессиональным стандартом «Внутренний аудитор», утвержденным Министерством труда РФ в 2015 году , в котором изложены требования к профессиональным знаниям, навыкам и умениям работников, выполняющих функции внутреннего аудитора.

Очень важный раздел Стандартов — это Глоссарий. Терминология, которая применяется в странах с развитой экономикой, существенно отличается от того, к чему привыкли хозяйствующие субъекты на постсоветском пространстве с ревизионной парадигмой организации внутреннего контроля. Тем не менее международная терминология постепенно получает признание и в России, в том числе в госкомпаниях и госучреждениях.

Это фундамент, на основе которого можно составлять локальные документы , отражающие нюансы отдельной компании.

Стандарты — это достаточно стабильный документ, который уже более 10 лет существует без революционных изменений, хотя текст Стандартов периодически обновляется. Идет развитие профессии, отношение заинтересованных сторон к работе внутреннего аудита меняется и, как следствие, трансформируются структура и содержание МОПП.

Обязательные и дополнительные руководства

В других частях МОПП изложены миссия внутреннего аудита, определение, принципы, кодекс этики, руководства по применению Стандартов и дополнительные руководства.

Руководства по применению Стандартов — гораздо более обстоятельный документ, чем сами Стандарты, он занимает почти 200 страниц. То есть под каждый Стандарт имеется небольшая методичка о том, как можно его перевести в практическую плоскость. Каждый отдельно взятый Стандарт — это постулат, который может занимать, к примеру, один параграф. А Руководство по применению — это толкование стандарта, которое занимает уже одну-две страницы текста, иногда больше.

Дополнительные руководства — это, как правило, методические документы довольно большого объема (иногда несколько десятков страниц) о том, как можно на практике реализовывать требования Стандартов. Дополнительные руководства не являются строго обязательными к применению, но внутренним аудиторам рекомендуется их знать и использовать в практической деятельности по мере необходимости. В Дополнительных руководствах отражена передовая практика выполнения тех или иных аудиторских задач, организации работы внутреннего аудита.

Регуляторы на страже

Службы внутреннего аудита российских организаций в последние годы все активнее применяют Стандарты. В некоторых случаях это происходит естественным путем — там, где у руководства компаний есть стремление развиваться и соответствовать лучшим практикам. В других случаях Стандарты начинают применяться под воздействием регулятора, например, Банка России, или ключевого собственника, к примеру, Росимущества. Ссылки на Стандарты включены и в Кодекс корпоративного управления , и методические документы Росимущества .

Стандарты ни в одной из стран (насколько известно) не закреплены жестко на законодательном уровне; они признаны мировым сообществом и утверждены профессиональной ассоциацией. Законом предусматривается право исполнительных органов власти определять те или иные правила поведения. Было бы странно, если бы нормами закона были установлены столь детальные требования к внутрикорпоративному устройству всех видов организаций. Поэтому, как правило, регуляторы в разных странах используют технологию «отсылки». То есть утверждаются общие требования к организации внутреннего аудита, определяется государственный орган-регулятор, который уже в своих нормативных актах при определении правил осуществления внутреннего аудита дает ссылку «в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита», которые разработаны IIA. Например, ИНТОСАИ , Базельский комитет по банковскому надзору, Международная ассоциация страховщиков — основывают свои документы на Стандартах и делают на них ссылки:

Документы Базельского комитета по банковскому надзору (письмо ЦБ РФ от 13.05.2002 N 59-Т).

Документ Базельского комитета по банковскому надзору, сентябрь 1998 г., (письмо ЦБ РФ от 10.07.2001 N 87-Т).

Документ Базельского комитета по банковскому надзору, апрель 2005 г., (письмо ЦБ РФ от 02.11.2007 N 173-Т).

Документ Международной ассоциации страховых надзоров (письмо Банка России от 10.08.2016 N ИН-015-53/60).

Законодательные нормы

Правительство РФ выпустило ряд постановлений о применении в госучреждениях подходов к организации финансового менеджмента и внутреннего контроля, предусмотренных Международным Стандартами.

Задачи по совершенствованию корпоративного управления, предусмотренные государственной программой Российской Федерации «Управление федеральным имуществом». (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 327 (ред. от 31.03.2017)).

Подход к организации процесса внутреннего аудита универсален для всех видов компаний. Поэтому, с точки зрения Института внутренних аудиторов, принимать закон о том, что и как технически делать во внутреннем аудите, не нужно. Хотя в отношении страховых компаний, например, или для ряда госструктур есть такие нормы именно на законодательном уровне:

Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. 2013 г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Статья 95 Глава 15 Закона о Центральном банке РФ.

Статья 25 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках.

Статья 8 Закона о Банке Развития (Внешэкономбанке).

Статья 20 Закона о государственной компании Росавтодор.

Статья 32 Закона о государственной корпорации Росатом.

Статья 32 Закона о государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

В отношении частных организаций с корпоративным устройством есть позиция в Законе о Банке России о том, что он является законодателем и имеет право определять нормы корпоративного устройства в публичных акционерных обществах (п. 10.2 ст. 4, Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2020). Есть нормативная база — постановление Правительства и решение Совета директоров Банка России о том, что нужно внедрять кодекс корпоративного управления в госкомпаниях и ПАО. А они, к слову, занимают больше 90% экономики страны.

В госструктурах

Для различных бюджетных госучреждений правила устанавливает Минфин. У министерства есть соответствующее подразделение, которое занимается внедрением систем управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в целях организации контроля за эффективностью и целесообразностью расходования бюджетных средств. При этом оно руководствуется моделью COSO . Конечно, при этом она интерпретируется в своих, локальных, целях, на основе Стандартов.

С 2013 по 2016 год Росимущество выпустило ряд документов, которые довольно детально описывают требования о том, как должен работать внутренний аудит в госкомпаниях. Наиболее важные из них:

Утверждены приказом Росимущества от 20.03.2014 № 86.

Утверждены приказом Росимущества от 04.07.2014 № 249.

Утверждены приказом Росимущества от 03.09.2014 № 330.

Разработаны в соответствии с поручением Президента РФ от 09.12.2014 № Пр-3013, поручением Правительства РФ от 23.03.2015 № ИШ-П13-1818.

Также есть модельный закон стран СНГ о внутреннем аудите.

Принят Межпарламентской Ассамблей государств – участников Содружества Независимых Государств, Постановление от 16.04.2015 г. № 42-13.

Таким образом, в России нет единого детального и всеобщего госрегулирования внутреннего аудита. Однако регулирование есть в ряде отраслей и видов организаций , и оно основано на общих стандартных подходах. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ и Бюджетный кодекс — два основных закона, которые дают право Министерству экономического развития РФ, ЦБ РФ и Минфину определять требования к организациям по роли и процедурам внутреннего аудита.

В то же время в мировом сообществе внутренних аудиторов общепризнанными являются Международные основы профессиональной практики, включающие в себя Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита. Стандарты — это плод многолетней кропотливой работы и экспертизы тысяч профессионалов по всему миру. Поскольку Стандарты — это свод общих принципов, их использование возможно в любой компании, и организации сами решают, применять их или нет. В российском законодательстве они жестко не закреплены и не являются обязательными, хотя ссылки на них встречаются в нормативных документах.

В настоящее время эти подходы синхронизируются с регулированием функции управления рисками и стандартами управления качеством. О чем мы расскажем в следующей статье.

http://kachestvo.pro/kachestvo-produktsii/standartizatsiya/standarty-i-reglamenty-vnutrennego-audita/

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита: структура, применение и отражение в законодательстве

Автор: Денис Вячеславович Малыхин, руководитель Программы сертификации Некоммерческого партнерства «Институт внутренних аудиторов», дипломированный внутренний аудитор (CIA), Заместитель Председателя Правления ПАО МОСОБЛБАНК

Для нормальной жизни в любом обществе, деловой среде и в большой экономике нужны общие правила ведения деятельности. Это позволяет не тратить время на изобретение «своего велосипеда», а сосредоточиться на развитии. Во внутреннем аудите такими правилами являются Международные профессиональных стандарты внутреннего аудита (МПСВА, далее — Стандарты)*.

[2]

Стандарты начали разрабатываться Международным Институтом внутренних аудиторов ( The IIA ) в сороковых годах прошлого века. В них изложены основные правила организации функции «внутренний аудит» и методологические основы осуществления внутреннего аудита, а также вопросы обеспечения качества работы внутреннего аудита. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита не следует путать с профессиональным стандартом «Внутренний аудитор», утвержденным Министерством труда РФ в 2015 году (приказ Министерства труда РФ от 24.06.2015 № 398н), в котором изложены требования к профессиональным знаниям, навыкам и умениям работников, выполняющих функции внутреннего аудитора.

Стандарты имеют универсальный характер – они одинаково применимы для всех отраслей, для всех сфер деятельности и для всех правовых систем в любой стране мира. Это некая база, фундамент, на основе которого можно делать локальные документы, отражающие нюансы отдельной компании.

Структура Стандартов

Иногда словом «Стандарты» называют не МПСВА как таковые, а совокупность нескольких документов, входящих в Международные основы профессиональной практики (МОПП). МОПП на сегодняшний день состоят из 7 структурных частей, собственно «Стандарты» – это только одна, но ключевая часть МОПП. В других частях МОПП изложены миссия внутреннего аудита, определение, принципы, кодекс этики, руководства по применению Стандартов и т.н. дополнительные руководства. Хочется обратить особое внимание на Руководства по применению Стандартов. Это гораздо более обстоятельный документ, чем сами Стандарты – он занимает почти 200 страниц. Скажем так, что под каждый стандарт имеется небольшая методичка о том, как можно этот Стандарт перевести в практическую плоскость. Каждый отдельно взятый стандарт – это постулат, который может занимать, к примеру, один параграф, а Руководство по применению – это толкование стандарта, которое занимает уже 1-2 страницы текста, иногда больше.

Есть еще целый класс документов – Дополнительные руководства. Это, как правило, методические документы довольно большого объема (иногда несколько десятков страниц) о том, как можно на практике реализовывать требования Стандартов. Дополнительные руководства не являются строго обязательными к применению, но внутренним аудиторам рекомендуется их знать и использовать в практической деятельности по мере необходимости. В дополнительных руководствах отражена передовая практика выполнения тех или иных аудиторских задач, организации работы внутреннего аудита.

Институт внутренних аудиторов перевел на русский язык и бесплатно распространяет основные составные части МОПП: сами Стандарты, а также Кодекс этики, Определение, Миссию и Принципы. На русский язык также переведены Руководства по применению Стандартов (раньше назывались Практические указания).

С подробной информацией о содержании МОПП можно ознакомиться на сайте Института внутренних аудиторов: https://www.iia-ru.ru/inner_auditor/professional/

В настоящее время МОПП включают в себя 7 компонентов:

Миссия

Обязательные для применения руководства:

Определение внутреннего аудита

Настоятельно рекомендуемые руководства:

Руководства по применению (ранее назывались «Практические указания»)

Дополнительные руководства (ранее назывались «Практические руководства»).

Очень важный раздел Стандартов – это Глоссарий. Терминология, которая применяется в странах с развитой экономикой, существенно отличается от того, к чему привыкли хозяйствующие субъекты на постсоветском пространстве с ревизионной парадигмой организации внутреннего контроля. Тем не менее, международная терминология постепенно получает признание и в России, в том числе в госкомпаниях и госучреждениях. Институт внутренних аудиторов сейчас участвует в проекте (в рамках деятельности Экспертного совета Открытого правительства) по разработке единого глоссария для сферы внутреннего аудита и контроля. Существует много терминов, которые нельзя кратким образом перевести на русский язык, они требуют дополнительных пояснений. Мы ищем для них аналоги, подбираем как можно более точные определения и формулировки. Возьмем, например, слово «стандарт». Даже оно воспринимается по-разному. В нашей хозяйственной практике «стандарт» представляется объемным документом, утвержденным приказом Росстандарта, в котором всё изложено предельно детально. В той же концепции, которая реализована в МОПП, другое представление: «стандарт» – это тезисы – короткие формулировки требований к тому или иному элементу деятельности. С дополнительными разъяснениями в других документах.

Изменение Стандартов

Стандарты – достаточно стабильный документ, который уже более 10 лет существует без революционных изменений, хотя их текст периодически обновляется. Раньше изменения вносились раз в 5-10 лет, в последние годы – чаще. Идет развитие профессии, происходит изменение отношения заинтересованных сторон к работе внутреннего аудита и, как следствие, меняется структура и содержание МОПП. Последнее обновление пришлось на 2016 год.

IIA , который является разработчиком МОПП, – организация с развитыми корпоративными процедурами, в которой есть Совет директоров, различные Комитеты, рабочие группы, включая комитет по Стандартам ( The International Internal Audit Standards Board (IIASB)), и процесс внесения изменений тщательно продуман: профессиональное сообщество во всем мире заранее уведомляется о том, что IIA предлагает начать работу по изменению тех или иных документов; определяются реперные точки, собираются рабочие группы, готовятся предложения; выпускается черновой вариант (проект) изменений, он обсуждается в профессиональном сообществе, после этого выносится на рассмотрение комитета по Стандартам IIA и для окончательного утверждения – на Совет директоров. Затем изменения публикуются, но вступают в силу не сразу – дается время на ознакомление и внедрение новшеств. Фактически, над документами работает все международное сообщество.

Условно, можно назвать 3 драйвера изменений. Во-первых, это внешние факторы в виде изменений в корпоративном управлении и законодательном регулировании тех или иных сфер деятельности.

Во-вторых, это кризисные ситуации, связанные с громкими корпоративными скандалами или лопанием «пузырей» на финансовых рынках, когда задаются вопросы, а всё ли правильно делали внутренние аудиторы, чтобы помочь избежать этих негативных событий и насколько их действия отвечали интересам заинтересованных сторон (стейкхолдеров).

[3]

В-третьих, сбор предложений «снизу». Когда внутренние аудиторы в ходе своей работы сталкиваются с какими-либо сложностями, в том числе недопониманием со стороны пользователей результатов внутреннего аудита – советов директоров, высшего исполнительного руководства компаний. Иногда мы обнаруживаем, что приходится давать много разъяснений по некоторым позициям. Тогда мы сообщаем в IIA , что то-то и то-то нечетко изложено, дано не лучшее объяснение. И нужно либо поменять формулировки, либо выпустить дополнительные разъяснения.

Стандарты в российских компаниях

В мировом сообществе внутренних аудиторов общепризнанными являются именно международные Стандарты, разработанные IIA . Поскольку Стандарты – это свод общих принципов, их использование возможно практически в любой стране, в т.ч. и в России. Службы внутреннего аудита российских организаций в последние годы все активнее применяют Стандарты. В некоторых случаях это происходит естественным путем – там, где у руководства компаний есть стремление развиваться и соответствовать лучшим практикам. В других случаях Стандарты начинают применяться под воздействием регулятора, например, Банка России, или ключевого собственника, например, Росимущества. Институт внутренних аудиторов проделал большую работу по включению ссылок на Стандарты в Кодекс корпоративного управления, (Письмо ЦБ РФ от 10.04.2014 N 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» (одобрен Правительством РФ 13.02.2014, Советом директоров ЦБ РФ 21.03.2014)) и методические документы Росимущества (см. перечень документов Росимущества далее по тексту).

Законодательство

Стандарты ни в одной из стран не закреплены жестко на законодательном уровне; они признаны мировым сообществом и утверждены профессиональной ассоциацией. Законом предусматривается право исполнительных органов власти определять те или иные правила поведения. Было бы странно, если бы нормами закона были установлены столь детальные требования к внутрикорпоративному устройству всех видов организаций. Поэтому, как правило, регуляторы в разных странах используют технологию «отсылки»: утверждаются общие требования к организации внутреннего аудита, определяется государственный орган-регулятор, который уже в своих нормативных актах при определении правил осуществления внутреннего аудита дает ссылку «в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита», которые разработаны IIA . Например, ИНТОСАИ, КОСО, Базельский комитет по банковскому надзору, Международная ассоциация страховщиков основывают свои документы на Стандартах и делают на них ссылки:

Документы Базельского комитета по банковскому надзору (письмо ЦБ РФ от 13.05.2002 N 59-Т)

Документ Базельского комитета по банковскому надзору, сентябрь 1998 г., (письмо ЦБ РФ от 10.07.2001 N 87-Т)

Документ Базельского комитета по банковскому надзору, апрель 2005 г., (письмо ЦБ РФ от 02.11.2007 N 173-Т)

[1]

Документ Международной ассоциации страховых надзоров (письмо Банка России от 10.08.2016 N ИН-015-53/60)

Правительство РФ уже выпустило несколько постановлений о том, что всем гос. учреждениям нужно применять те же подходы к организации финансового менеджмента и внутреннего контроля, которые предусмотрены международным стандартами.

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 327 (ред. от 31.03.2017)

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 (ред. от 30.03.2017)

Программа утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р

В рамках Плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование корпоративного управления» (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.06.2016 № 1315-Р)

Также и Счетная Палата РФ:

Стратегия утверждена Коллегией Счетной палаты РФ 24.12.2013

Подход к организации процесса внутреннего аудита универсален для всех видов организаций. Поэтому принимать закон о том, что и как технически делать во внутреннем аудите, не нужно. Хотя в отношении страховых компаний, например, или для ряда госструктур есть такие нормы именно на законодательном уровне:

Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. 2013 г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Статья 95 Глава 15 Закона о Центральном банке РФ

Статья 25 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках

Статья 8 Закона о Банке Развития (Внешэкономбанке)

Статья 20 Закона о государственной компании Росавтодор

Статья 32 Закона о государственной корпорации Росатом

Статья 32 Закона о государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»

Конечно, нет необходимости делать Стандарты обязательными. Достаточно, чтобы соответствующие документы содержали ссылки или прямо рекомендовали использовать Стандарты. Институт внутренних аудиторов постепенно эту задачу решает: уже есть профессиональный стандарт «Внутренний аудитор», утвержденный Министерством труда, Кодекс корпоративного управления, одобренный Правительством, с разделом по управлению рисками и системам внутреннего контроля и отсылкой на Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (Письмо ЦБ РФ от 10.04.2014 N 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» (одобрен Правительством РФ 13.02.2014, Советом директоров ЦБ РФ 21.03.2014)). Есть даже модельный закон стран СНГ о внутреннем аудите

Принят Межпарламентской Ассамблей государств – участников Содружества Независимых Государств, Постановление от 16.04.2015 г. № 42-13

С 2013 по 2016 год Росимущество выпустило ряд документов, которые довольно детально описывают требования о том, как должен работать внутренний аудит в госкомпаниях. Наиболее важные из них:

Утверждены приказом Росимущества от 20.03.2014 № 86

Утверждены приказом Росимущества от 04.07.2014 № 249

Утверждены приказом Росимущества от 03.09.2014 № 330

Разработаны в соответствии с поручением Президента РФ от 09.12.2014 № Пр-3013, поручением Правительства РФ от 23.03.2015 № ИШ-П13-1818

* Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (МПСВА, Стандарты) являются одной из составных частей Международных основ профессиональной практики (МОПП, (IPPF)). Стандарты изложены как принципы и предоставляют собой основу для организации работы внутреннего аудита. Весь свод Стандартов состоит из двух частей: стандарты качественных характеристик и стандарты деятельности. В Стандартах используются термины, значение которых поясняется в Словаре терминов (Глоссарии). Для правильного понимания и применения Стандартов необходимо рассматривать в совокупности положения Стандартов, их интерпретации и конкретные значения терминов, приводимые в Глоссарии.

Институт внутренних аудиторов обладает эксклюзивными правами на перевод документов МОПП. Члены Института внутренних аудиторов имеют доступ к переведенным на русский язык Стандартам, практическим руководствам и другим материалам.

http://www.audit-it.ru/articles/audit/a104/933944.html

Литература

  1. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
  2. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.
  3. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.
  4. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.
  5. Евецкий, А.А. О юридических лицах / А.А. Евецкий. — М.: ООО PDF паблик, 2009. — 879 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях